Фото: © shutterstock
Рецепт для преодоления кризис — быть надежными и идти на шаг впереди.
Изменения в жилищном законодательстве вызвали новую волну кризиса на строительном рынке. О том, как застройщикам устоять в кризис "Вести. Недвижимость" рассказал исполнительный директор ООО "Мега-Мечта" Максим Никитин.
Нынешний кризис для нас не первый. Возникает вопрос — как выжить на депрессивном рынке? Вот здесь никакой универсальной формулы нет, но я хочу сказать, что по нашему ЖК никакой катастрофической ситуации нет, условия не такие уж плохие – мы сейчас строим, продаем, и пока ничего сверхъестественного. Пока мы не столкнулись со всеми нововведениями, потихоньку привыкаем. Из того, в чем уже разобрались, понятно следующее: при реформе законодательства основную ставку государство сделало на банки. Все риски за недострой, всю ответственность перед дольщиками, возложили на них. Банковский сектор сам еще не до конца разобрался в том, что происходит.
Мое мнение таково — застройщикам бояться и как-то пасовать перед трудностями не стоит – важно работать честно, делать свое дело, а к любым изменениям в законодательстве будем привыкать. Сейчас у большинства надежных компаний на рынке еще есть некоторое время для передышки – получены разрешения на строительство, и еще какое-то время мы сможем работать наполовину по старым правилам. Это скорее не нам поможет, а покупателям – благодаря полученным "про запас" разрешениям на строительство не поднимется цена.
Но это временное явление, с большей тревогой ждем повышения НДС. Оно означает, что будет дорожать буквально все – стройматериалы, услуги, техника. Так что роста цен избежать вряд ли удастся, будем надеяться только на рост благосостояния наших покупателей.
Надо понимать, что кризис у нас продолжается с 2014 года, тем не менее, спрос на объекты стабильный. Потому что в этот период, за кризисные четыре года, и банки, и государство немало сделали для стимулирования покупки гражданами своей жилплощади. Снижаются ипотечные ставки, появляются государственные программы поддержки.
Сейчас с рынка уходят застройщики малоэтажных поселков, а людям нравятся такие форматы. Психологически человеку комфортнее жить в доме не выше пяти этажей. За такими застройками – будущее.
Очень жаль, что московская программа реновации лишает москвичей возможности комфортно жить в пятиэтажных домах. И мы думаем, что многие из тех, кого переселяют в многоэтажки – это наши будущие покупатели, которым условный 23-й этаж придется не по вкусу.
В настоящее время спрос можно подстегнуть смелыми и амбициозными решениями. Наш компания выбрала агрессивную стратегию – строить больше. Когда идет охота на волков, выживает тот, кто рискует и забегает за флажки.
И еще, нужно постоянно прислушиваться к запросам людей. Кризис совсем не означает, что кто-то захочет переезжать в "конуру" – маленькую студию, где нужно завтракать стоя. Напротив, площади квартир у нас растут каждый год – в планировках появляются гардеробные, большие кухни-столовые и т.д. Сейчас новый тренд – людям нравятся французские окна (в пол) и мансардные окна. Они не удорожают стоимость строительства, поэтому мы вводим такие проекты охотно, и покупатели реагируют.
По коттеджам наоборот – есть спрос на мини-дома и дома средней площади. Под 300 квадратов уже не строим, в России редкость такие семьи, где в одном доме живут три поколения, или у семьи много детей. Людям нужна и коммерческо-социальная инфраструктура. И рецепт для преодоления кризиса: быть надежными и идти на шаг впереди.