Пятница, 19 апреля 2024

Медицина

Как раскрывали самое запутанное в мире убийство

Фото: mo_ttsk/Shutterstock.com

Полезно знать

15.03.2018
2018-03-15

71581

10

Ксения Скрыпник

История, которая в течение нескольких лет держала в напряжении всю Италию, началась в 2010 году.  В маленьком городке Брембате ди Сопра, расположенном в итальянских Альпах, где проживает около 8000 человек, исчезла тринадцатилетняя Яра Гамбиразио (Yara Gambirasio).

Что произошло с Ярой?

В пятницу 26 ноября 2010 года девочка сказала родителям, что отправляется на тренировку по художественной гимнастике – ей нужно было встретиться с тренером и обсудить свое предстоящее выступление. Спортивный комплекс, в котором занималась девочка, располагался недалеко от дома, а потому, когда Яра не вернулась с тренировки в семь вечера, родители забеспокоились. Они не могли дозвониться ей и вскоре вызвали полицию.

Яра Гамбиразио. Фото: © Kika Press/ZUMAPRESS.com

Информация о пропавшей девочке поступила к 45-летней Летиции Руджери (Letizia Ruzzeri), следователю, бывшему полицейскому, имевшему опыт борьбы с сицилийской мафией. Вскоре было установлено, что последней, с кем общалась Яра, была ее подруга Мартина, которой девочка отправила сообщение – в нем они договаривались встретиться в воскресенье перед выступлением. Сообщение было отправлено в 18-44, а последний раз сигнал телефона пропавшей девочки был обнаружен в 18-49 в районе соседней деревушки Мапелло.

Пытаясь выяснить, куда могла исчезнуть Яра, полицейские начали допрашивать членов семьи Гамбиразио, друзей и учителей Яры. Родители девочки были уважаемыми в городке людьми – отец работал архитектором, а мать – учительницей. Кроме Яры в семье было еще трое детей.

Первый подозреваемый

Руджери и ее команда приняли решение проанализировать сигналы всех телефонов, которые были зарегистрированы в районе Мапелло в тот вечер. Таких номеров оказалось около 15 000. Один из расшифрованных разговоров, казалось, был той самой ниточкой, которая могла бы стать ключевой в распутывании этого странного дела. В разговоре марокканца Мохаммеда Фикри, который работал на стройке в одном из дворов Мапелло, была обнаружена фраза «Господи, прости меня, я не убивал ее». Фикри, который к моменту расшифровки разговора, направлялся на пароме в Танжер, был арестован. Местные жители были уверены, что именно он виновен в исчезновении девочки – то, что он был марокканцем, делало его особо подозрительным, а кроме того, среди вещей Мохаммеда был найден матрас со следами крови.

Впрочем, Руджери и ее команда заявили, что он невиновен – упомянутая выше фраза была переведена неправильно, а кровь не имела ничего общего с кровью исчезнувшей Яры. К негодованию местных жителей марокканец был отпущен, а расследование продолжилось.

Неизвестный №1

Тело девочки было найдено лишь спустя три месяца – в феврале 2011 года. Его случайно обнаружил житель соседнего городка Чиноло д’Изола, расположенного всего в 10 км от Брембате ди Сопра. Тело уже порядком разложилось, но Яру опознали по одежде и принадлежащему ей Ipod.

Вскрытие показало, что девочке было нанесено несколько повреждений острым предметом. Несмотря на то, что ее бюстгальтер был расстегнут, она не была изнасилована. Эксперты пришли к выводу, что после нанесения травм злоумышленник просто выбросил тело Яры, после чего она скончалась от переохлаждения и полученных повреждений.

В легких девочки были найдены следы известки, а на ее одежде обнаружили частицы джутовой веревки – все это натолкнуло полицейских на мысль, что человек, который имел отношение к исчезновению и смерти Яры, был как-то связан со строительным бизнесом. Еще одна важная улика – следы мужской ДНК, найденные на нижнем белье девочки. Руджери и ее команда назвали предполагаемого убийцу Неизвестный №1.

Охота за ДНК

Полиция приступила к следующему этапу расследования – в этот раз у всех, кто согласно данным мобильных операторов, перемещался из Брембате ди Сопра в Чиноло д’Изола, брали образцы ДНК. Расследование получалось небыстрым и очень дорогим – в те годы процедура анализа генетических образцов была недешевой и долгой.

Кроме этого, было предложено обратить внимание на посетителей расположенного неподалеку ночного клуба Sabbie Mobili. Руджери знала, что убийцы нередко прячут тела своих жертв в хорошо знакомых им местах – это значит, что тот, кто избавился от тела девочки, мог быть местным жителем или частым  посетителем.

Эта стратегия оказалась успешной: образец ДНК Дамиано Гуэринори, одного из завсегдатаев Sabbie Mobili, оказался очень похожим на образец ДНК Неизвестного №1. Впрочем, образцы не были идентичными, но все указывало на то, что Гуэринори является близким родственником того, кто убил Яру.

Странные связи

Полиция принялась изучать семью Гуэринори. Почти сразу обнаружился тот факт, что за несколько лет до случившегося мать Дамиано в течение 10 лет помогала по хозяйству семейству Гамбиразио – дважды в неделю она приходила к ним в дом, прекрасно знала Яру и всех остальных членов семьи. Впрочем, больше никаких зацепок не было и все обнаружившееся казалось просто чередой странных совпадений.

Спустя год после убийства девочки у полиции все еще не было ни одного подозреваемого. К тому моменту эксперты изучили тысячи образцов ДНК, были потрачены огромные средства, но ничего дельного выяснить так и не удалось. Руджери обвиняли в бездействии, некомпетентности, а также в том, что она упустила марокканца, который и был наиболее вероятным убийцей.

Она же знала, что в ее руках есть самая важная зацепка – ДНК возможного убийцы. Вместе с генетиками она сумела расшифровать генеалогическое древо Гуэринори, они узнали о его близких и далеких родственниках, даже о тех, кто жил в далеком 1716 году. В распоряжении следственной группы оказались их имена, места рождения и некоторые генетические данные.

Почтовая марка

Анализ собранной информации привел Руджери еще в одну итальянскую деревню – Горно. В ней проживало всего 1600 человек, а все местные жители были так или иначе знакомы друг с другом. Многие семьи жили в деревне в течение многих лет, а одно поколение сменяло другое.

Именно такой была семья Гуэринори – оказалось, что многие члены этого семейства проживали в Горно. В деревне был памятник двум братьям с такой фамилией, а на местном кладбище обнаружились могилы предков Дамиано.

Эксперты выяснили, что у отца Дамиано Гуэринори было 11 братьев и сестер. Среди них был Джузеппе, который умер в 1999 году. По счастливой случайности им удалось найти фрагмент ДНК Джузеппе – на чердаке дома его вдовы нашлась пачка писем,  а на одной из приклеенных марок осталась слюна мужчины. Результат выделенной ДНК удивил всех – получалось, что Джузеппе был отцом Неизвестного №1!

Тайна семьи Джузеппе

Джузеппе был женат – у него было трое детей: дочь и двое сыновей. ДНК сыновей не совпадала с ДНК предполагаемого преступника, а детей ни у одного из них не было. Единственное возможное объяснение этого факта – у Джузеппе был внебрачный сын, о котором семейству Гуэринори ничего не было известно.

Перед следствием встала следующая задача: теперь им нужно было найти женщину, которая около 30-40 лет назад вступала в связь с Джузеппе, после чего родила сына, который вырос и стал убийцей Яры. Впрочем, полиция предполагала, что эта женщина, как и сам Джузеппе, уже умерла.

Полиция начала беседовать с жителями близлежащих деревень, которые, впрочем, не слишком охотно шли на контакт. Кроме того, им было необходимо брать образцы ДНК у пожилых женщин, что также не способствовало успеху расследования.

Тщательные поиски

Тем не менее, им удалось выяснить, что каждый год в мае Джузеппе Гуэринори отправлялся в двухнедельный отпуск без супруги – его он проводил в Милане, посещая спа-комплекс Salice Terme. В 2012 году Руджери и ее коллеги стали изучать списки женщин, которые отдыхали на этом курорте в то же время.

Помимо того, полиция добилась эксгумации тела самого Джузеппе, что позволило им провести более тщательный анализ ДНК и сравнить ее с ДНК Неизвестного №1. Это было необходимо из-за того, что ДНК, найденная на поверхности марки, плохо сохранилась, а потому требовались дополнительные генетические образцы. Все это еще раз подтвердило то, что Джузеппе был отцом убийцы.

Ошибка эксперта

В ходе поисков убийцы полицейские обнаружили немало внебрачных связей между жителями близлежащих деревень. Им стало известно по крайней мере о пяти внебрачных детях: полицейские изучали не только результаты генетических анализов, но и многочисленные анонимные письма, которые начали им присылать местные жители.

О жизни же Джузеппе Гуэринори полицейские к 2013 году знали практически все. Недостающий кусок паззла они нашли в июне 2014 года: любовницей Гуэринори и матерью человека, убившего Яру, оказалась Эстер Арзуффи (Ester Arzuffi).

С Джузеппе они жили раньше в одном городке, а в 19 лет она вышла замуж и поселилась в соседней с ним деревушке. С мужем у нее не ладилось – по характеру супруги были полной противоположностью друг другу.

Выяснилось, что ДНК Арзуффи уже изучалась командой экспертов в 2012 году. Оказалось, что тогда произошла ошибка – ее ДНК почему-то сравнили с ДНК Яры, а не с ДНК Неизвестного№1. Результат же проведенного в 2014 году исследования показал, что она действительно была матерью человека, убившего девочку.

Кем оказался Неизвестный №1?

Осенью 1970 года Эстер, которая продолжала состоять в связи с Джузеппе, родила двойню – мальчика и девочку. Мальчика звали Массимо Боссетти (Massimo Bossetti). Он вырос, женился и стал отцом троих детей. Боссетти работал плотником, а жил в городке Мапелло, том самом, где 26 ноября 2010 года в последний раз был зарегистрировал сигнал телефона убитой Яры.

Руджери и членам ее команды удалось взять образцы ДНК у Боссетти – они были немедленно отправлены на анализ. Сравнение показало практически полную их идентичность с образцами Неизвестного №1 – они совпали по 21 маркеру (совпадение по 16-17 считается достаточным).

16 июня 2014 года Массимо был арестован. Он отрицал свою причастность к исчезновению и убийству девочки, говорил, что не понимает, как следы его ДНК оказались на ее одежде.

Оказалось, что Боссетти часто парковался недалеко от дома Яры, зала, где она занималась или ее любимой пиццерии. Анализ поисковых запросов на его компьютере выявил, что он интересовался темой влечения к девочкам-подросткам. Кроме того выяснилось, что телефон мужчины в день убийства Яры был выключен с вечера и до самого утра, а в последний раз сигнал мобильного был пойман именно в Брембанте ди Сопра, примерно в то время, когда девочка отправилась на тренировку.

Расследование века

Расследование убийства Яры стало не только одним из самых обсуждаемых в стране, но и, возможно, самым дорогим. По примерным подсчетам оно обошлось налогоплательщикам в 8 миллионов евро, потраченных на расшифровку десятков тысяч образцов ДНК, опрос подозреваемых и свидетелей и многое другое. Подобного расследования не проводилось ни до, ни после не только в Италии, но и во всем мире.

Массимо Боссетти предъявили обвинение в убийстве Яры Гамбиразио, а в июле 2016 года приговорили к пожизненному заключению. К этому приговору у многих есть претензии, в частности из-за того, что полиции так не удалось установить мотива, побудившего мужчину похитить и убить Яру.

Источник