Суббота, 20 апреля 2024

Общество

Ученые: почти 30% школьников в России сталкиваются с травлей, а учителя скрывают правду

Ученые добавляют, что в школе активные формы агрессии распространены гораздо шире, чем в вузе, где «преобладают косвенные формы — сплетни, оскорбления».

Институт образования ВШЭ проанализировал итоги более 80 исследований подросткового буллинга за рубежом и в России. Ученые пришли к выводу, что по всему миру с травлей, агрессивным преследованием сталкиваются примерно 35% учеников, в России проблема коснулась 27,5% школьников, пишет «Коммерсантъ».

Исследования показали, что жертвами агрессии чаще всего становятся дети, которых дома не поддерживают эмоционально, но чрезмерно контролируют. Для них характерно замалчивание проблемы перед родителями и учителями. При этом число школьников, над которыми издеваются одноклассники, в пять раз больше, чем кажется учителям, отмечают ученые.

Агрессорами чаще становятся дети отцов, травивших одноклассников в школьные годы. Также в группе риска семьи, где родители не согласуют методы воспитания. Например, если «невовлеченность отца сопровождается сверхконтролем со стороны матери».

Доцент кафедры психологии образования школы педагогики Дальневосточного федерального университета Ольга Калиниченко отметила, что проведенные в школах Уссурийска исследования показали, что большинство опрошенных школьников не рассказывают о случаях травли учителям.

По ее словам, педагоги склонны занижать число предполагаемых жертв среди учеников, но относительно верно оценивают число предполагаемых инициаторов.

«Однако тот факт, что ученики, отмеченные учителями, как правило, и сами признавались, что издеваются над сверстниками, может свидетельствовать, что часть учеников проявляют агрессию открыто, не скрываясь от учителей», — говорит Калиниченко.

Ученые добавляют, что в школе активные формы агрессии распространены гораздо шире, чем в вузе, где «преобладают косвенные формы — сплетни, оскорбления». По данным психологов, напряженность в коллективе может создавать чрезмерная конкуренция или избыток свободного времени, «оторванность от жизни, невозможность проявить инициативу в обучении и поиск путей проявления в других сферах».  При этом замалчивание буллинга «приводит к групповой агрессии».

Источник