Суббота, 20 апреля 2024

Общество

Без права на туалет: почему в Ростовской области заключенных перевозят как рабов

При доставке в СИЗО Новочеркасска, людей держат в автозаках по 8-9 часов.

В 21 веке в Ростовской области происходят странные вещи – граждане России при этапировании просиживают в автозаках по 8-9 часов, не имея возможности даже сходить в туалет. При этом снаружи температура может быть –30 или +40 – неважно. И в лютый холод, и в пекло людей сперва везут 3-4 часа, затем еще 4-5 часов «маринуют» возле изолятора. При этом закон и ведомственные инструкции гласят, что нельзя держать задержанных взаперти более трех часов, не предоставляя условий для отправления естественных нужд.

О жестоком обращении с заключенными при этапировании неоднократно указывали в своих заключениях члены Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области. Что это, как не пытка, задают вопрос правозащитники.

Речь идет о следственном изоляторе в Новочеркасске (СИЗО-3), куда везут задержанных из всех городов юго-востока Ростовской области. Особенно остро проблема стоит в Волгодонске, так как из ИВС, входящих в УВД Волгодонска, в СИЗО-3 поступает больше всего заключенных. До Новочеркасска ехать более 200 километров, однако потом автозаки еще по несколько часов стоят у следственного изолятора. Вопрос с нарушением прав человека при этапировании неоднократно ставили перед ГУ МВД по Ростовской области и ГУФСИН, но на этом уровне проблему решить пока не удается. Просто так перестать возить людей как скотину, видимо, невозможно. Члены ОНК настаивают на проведении совещания при участии руководства прокуратуры области, ГУ ФСИН и ГУ МВД России по Ростовской области, следственных органов, судейского корпуса.

Ростовские правозащитники напоминают, что находящиеся в ИВС граждане ещё даже не признаны виновными по решению суда, да и само наказание не может выходить за рамки, очерченные законом. Бытующие в Ростовской области бесчеловечные и жестокие условия конвоирования – это фактически не что иное, как пытки, запрещенные в отношении всех граждан России.

«На этапе не только условия дикие, но еще и маршрут кривой. Довозят в автозаке до поезда, дальше «столыпинскими» вагонами, набивают по 8-9 человек в купе. Поезд идет объездами, отстаивается часов по 12. И путь совершенно безумно выстраивается. В Ростов могут пустить состав через Кропоткин, например», – рассказал «Блокноту» журналист Сергей Резник.

Нарушения прав человека при этапировании, разумеется, не исчерпываются доставкой в СИЗО в Ростовской области. По оценкам правозащитников, ФСИН каждый год совершает по меньшей мере 220 тысяч нарушений при транспортировке осужденных по железной дороге. К решению проблемы подключены уже даже авторитетные международные инстанции. Юрист и правозащитник Эрнест Мезак 8 апреля подал иск в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Суд уже вынес пилотное постановление с требованием пересмотреть нормативную базу перевозки заключенных.

Заключенным Алексею Томову, Юлии Пунеговой, Наталье Костроминой, Дмитрию Васильеву, Николаю Рошке, Никите Баринову и представляющему их Эрнесту Мезаку ЕСПЧ постановил выплатить компенсацию суммарно в 20 тысяч евро. Однако реальный моральный вред, который наносит ФСИН заключенным, правозащитники оценивают в сотни миллионов евро. По мнению Мезака, ЕСПЧ в курсе масштабов нарушений и просто опасается «разорять» российскую казну.

Источник